МБДОУ д/с № 10 города Новошахтинска
|
Программа развития МБДОУ д/с № 10
Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сад общеразвивающего вида № 10 «Золотой ключик» города Новошахтинска на 2014-2018 гг.
1. Паспорт программы развития
Назначение программы Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития образовательного учреждения на основе анализа работы МБДОУ д/с № 10 за предыдущий период.
Содержание I раздел. Аналитический. 1) Информационная справка о ДОУ 2) Проблемный анализ воспитательно-образовательного процесса ДОУ II раздел. Концептуально-прогностическая часть. 1)Концепция программы развития. 2) Стратегия развития ДОУ. 3) Этапы и содержание работы. III раздел. Параметры оценки результативности реализации программы развития.
I р а з д е л. Аналитический
1)Информационная справка о ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 10 функционирует с 1987 года. Учредителем является Управление образования Администрации г. Новошахтинска. МБДОУ д/с № 10 осуществляет свою деятельность в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», договором между учредителем и учреждением, Уставом учреждения. Адрес МБДОУ д/с № 10 346934, Ростовская область, г.Новошахтинск, ул. Буденного 7а Лицензия на право ведения образовательной деятельности рег. номер 3668 серия 61Л01 № 0000925 выдана 3 октября 2013 года, срок её действия – бессрочная Устав МБДОУ д/с № 10 утвержден 30.11.2011 года Учреждение оказывает услуги по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста, реализует основную образовательную программу в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с учётом особенностей психофизического развития и возможностей детей Режим функционирования МБДОУ д/с № 10: пять дней в неделю (понедельник – пятница) с 7.00 до 19.00 Выходные: суббота, воскресенье и праздничные дни согласно Трудовому Кодексу Российской Федерации. Здание детского сада типовое, двухэтажное. Дошкольное учреждение находится в центре посёлка, окружено жилыми домами. Поблизости расположены школа № 34, клуб, библиотека, с которыми детский сад активно сотрудничает. Дошкольное учреждение пользуется спросом у родителей. Дошкольное учреждение оснащено полным комплектом мебели и учебным оборудованием. В соответствии с реализацией задач по оздоровлению в детском саду оборудованы и функционируют медицинский кабинет, изолятор, музыкальный зал, физкультурный зал. В дошкольном учреждении функционируют 9 групп общеразвивающей направленности, из них-1 группа раннего возраста, 8 дошкольных групп. Численность детей 145 человек, средняя посещаемость- 112 человек. Количество мест в учреждении – 175. Контингент детей в основном постоянный, детский сад укомплектован детьми не полностью Категории семей: всего семей - 123, малообеспеченные семьи – 73, неполных – 24, многодетные -19, родители-инвалиды- 2. Важным условием высокой результативности учебно-воспитательного процесса является кадровое обеспечение. Заведующий ДОУ имеет высшее педагогическое образование, педагогический стаж работы 18 лет. В педагогический коллектив входят 8 воспитателей, музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физвоспитанию. Обеспеченность педагогическими кадрами составляет 100 %. Высшее педагогическое образование имеют 2 человека (17 %). Первую квалификационную категорию имеют 2 человека (17%). Средний возраст педагогического коллектива – 48 лет. Все педагоги систематически повышают свой профессиональный уровень, участвуют в работе педагогических советов, а также - городских методических объединений Дошкольное образовательное учреждение реализует отечественную педагогическую систему, ведет образовательную политику в соответствии с законодательными и нормативными актами: Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации». ДОУ ведёт работу по Основной общеобразовательной программе дошкольного образования МБДОУ д/с № 10 (ООП), разработанной на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой. В начале каждого учебного года педагоги проводят мониторинг освоения ООП и формирования интегративных качеств. 2) Проблемный анализ воспитательно-образовательного процесса ДОУ
Анализ внутренней среды ДОУ Материально-техническая база.Неотъемлемой частью работы дошкольного учреждении является развитие и укрепление материальной базы. Материально – техническая база учреждения включает в себя здание общей площадью 3779,5 м2, в том числе 9 групповых помещений. В групповых ячейках имеются раздевальные, игровые, спальни, моечные, туалетные комнаты. Групповые комнаты и спальные комнаты отделены друг от друга. Каждая группа имеет свой вход и запасной выход. У каждой группы имеется своя прогулочная площадка с теневыми навесами. На площадках есть необходимое оборудование, созданы условия для самостоятельной двигательной деятельности детей, разбиты цветники и клумбы, растут разнообразные деревья и кустарники. Оборудованы кабинеты: медицинский, изолятор, методический, музыкального руководителя, бухгалтерия, педагога-психолога, учителя-логопеда. Имеется: музыкальный зал, физкультурный зал, комната пожарной безопасности, «Автогородок», «Лего-комната», изостудия, сенсорная и мультимедийная комнаты. Материально – техническая база учреждения постоянно совершенствуется и модернизируется. Ежегодно проводится косметический ремонт групп, музыкального зала, медицинского блока. Для обеспечения воспитательно–образовательного процесса в детском саду имеется необходимая мебель, твёрдый и мягкий инвентарь, методический материал, дидактические пособия, в том числе: - электропиано - музыкальный центр; - магнитофоны (2); - телевизоры; - DVD - проигрыватели с караоке Можно сделать вывод, что в ДОУ удовлетворительная материально-техническая база, грамотно организованная развивающая предметно-пространственная среда. Но из-за недостаточного финансирования существует необходимость обновления мягкого инвентаря. В группах многие дидактические пособия готовятся педагогами собственноручно из-за нехватки средств. Проблемное поле:Проблема недостаточного количества оборудования: как для обеспечения образовательного процесса (в соответствии с требованиями образовательной программы), так и материально-технического оснащения (соответствующего требованиям СанПиН); учебно-материальная база образовательного процесса недостаточно соответствует современным требованиям к содержанию образовательного пространства. Перспективы развития: Возможность пополнения материально-технической базы и развивающей предметно-пространственной среды за счет добровольных пожертвований юридических и физических лиц, а также за счёт субвенций в рамках реализации ФГОС
Возможные риски: Снижение объемов бюджетного финансирования совершенствования предметно-развивающей среды и материально-технической базы учреждения. Анализ образовательного процесса Повышению качества образовательной работы с детьми способствует рационально организованная в группах развивающая предметно-пространственная среда, создающая условия для совместной деятельности детей и педагогов и позволяющая варьировать способы и формы организации их жизнедеятельности. Развивающая предметная среда в группах оборудована с учётом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению и в целом создают оптимально-насыщенную, целостную, многофункциональную среду. Оборудование и материалы в группах позволяют детям заниматься игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной деятельностью, а также обеспечивают двигательную активность детей. Размещение оборудования по принципу комплексного и гибкого зонирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам. Количество и продолжительность занятий соответствуют требованиям СанПиН. Расписание образовательной деятельности составлено в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями детей. Содержание образования в ДОУ дифференцируется по следующим направлениям развития: здоровье и физическое развитие, познавательно-речевое развитие, социально-личностное развитие, художественно-эстетическое развитие и реализуется в различных формах организации педагогического процесса. Воспитательно-образовательная работа с детьми проводится в системе. Каждый раздел программы прорабатывается не только на специально организованных занятиях, но и в совместной и свободной деятельности. Большая часть обучающе-развивающей работы проходит в совместной деятельности. Педагогический коллектив понимает значение игровой деятельности в жизни дошкольников и уделяет пристальное внимание её развитию. В группе имеются специально оборудованные для сюжетно – ролевой игры уголки, свернутые сюжетно - ролевые игры, театральные зоны. Игра и игровые мотивировки охотно применяются педагогами в работе с детьми. Наилучшие результаты приносит деятельность коллектива учреждения по направлениям: художественно-эстетическое развитие, познавательное, социально-личностное. В начале учебного года педагогами и специалистами ДОУ проводится диагностика уровня усвоения программы по всем направлениям и диагностика становления и развития у детей ключевых компетентностей, на основе анализа которых оценивается результативность работы педагогов и строится воспитательно-образовательный процесс.
Анализ уровня выполнения ООП ДОУ В детском саду работает педагог-психолог. Педагог – психолог в своей работе использует нетрадиционные формы работы с детьми, применяя игровые методы для психологической разгрузки детей, широко используется продуктивный метод работы. Рекомендации психолога помогают воспитателям и родителям найти индивидуальный подход к детям. Результаты педагогической работы в ДОУ традиционно на высоком уровне. Выпускники ДОУ хорошо подготовлены к школе, легко адаптируются, успешно учатся. Данные об уровне психологической готовности детей к обучению в школе (в %)
В ДОУ хороший микроклимат, обстановка доброжелательного отношения между взрослыми и детьми, дети коммуникабельны, эмоциональны, с удовольствием играют, с желанием ходят в детский сад. В общении воспитателей с детьми превалирует личностно-ориентированное взаимодействие. Особое внимание в работе с детьми уделяется формированию положительной самооценки и развитию индивидуальности детей. Для этого использовались как групповые, так и индивидуальные формы работы. В детском саду сложились определенные традиции. Это: День знаний, «До свидания, детский сад!», день Матери, Новогодний карнавал, Масленица,конкурсы «А ну-ка, парни!», тематические праздники «Времена года», праздник «День защиты детей», летние и зимние спортивные праздники, проведение смотров-конкурсов, выставок. В МБДОУ д/с № 10 организована кружковая работа с учётом интересов и способностей детей и желания родителей: «Буратино» (театральный кружок) и «Здравушка» (физкультурно-оздоровительный кружок), спортивная гимнастика. В настоящее время воспитанникам ДОУ оказываются только бесплатные дополнительные услуги. Родители, педагогический коллектив дают хорошую оценку работе детского сада в режиме развития (по итогам ежегодного Мониторинга удовлетворённости образовательным процессом). Успехи детского сада отмечены грамотами и дипломами: Диплом за участие в городском конкурсе «Спортландия», почётная грамота за городской смотр-конкурс «». Педагоги ДОУ активно участвуют в городских конкурсах. Проблемное поле: неготовность педагогов к работе в инновационном режиме, в условиях высокой информатизации образовательной среды; недостаточная готовность и включенность педагогов в управление качеством образования детей; недостаточно организовано взаимодействие всех специалистов ДОУ; Перспективы развития: Совершенствование Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с № 10; Включение в практику работы новых форм взаимодействия участников образовательного процесса; Скоординированность деятельности всех специалистов детского сада, родителей, воспитанников и социума в вопросах повышения качества образовательных услуг; Работа по преемственности дошкольного и начального школьного образования; Осуществление планирования образовательного процесса с учётом целевых ориентиров дошкольного образования; Подготовка педагогических кадров к работе в условиях высокой информатизации образовательной среды, Подбор диагностических методик для осуществления анализа реализации Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с № 10 Возможные риски: Последствия нестабильной экономической ситуации в стране, отсутствие финансовых средств в бюджете могут негативно сказаться на кадровом педагогическом составе учреждения: возможна вероятность сокращения квалифицированных специалистов, В связи с низкой обеспеченностью и платежеспособностью населения может произойти снижение потребности в учреждениях дошкольного образования из-за увеличения родительской платы. Анализ состояния здоровья, физического состояния воспитанников. Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей. Педагоги на первый план выдвигают задачи укрепления здоровья дошкольников и формирования у них ориентации на здоровый образ жизни.При построении образовательного процесса педагоги учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка, уровень двигательной активности, анализ здоровья детей. Для укрепления здоровья детей в детском саду проводятся различные формы физкультурно-оздоровительной работы (физкультурные занятия, досуги и развлечения, Дни здоровья, гимнастики утренняя и после сна, дыхательная, пальчиковая, закаливающие и оздоровительные процедуры). Во всех группах регулярно проводятся занятия валеологической направленности, игры, беседы по воспитанию у детей привычки и навыков здорового образа жизни. Ведётся большая работа с родителями по пропаганде здорового образа жизни, для проведения бесед привлекаются медработники. Показатели здоровья детей за 3 последних года представлены в следующей таблице.
Группы здоровья детей
Анализ общей заболеваемости (всего случаев заболеваемости) Наблюдается некоторое увеличение заболеваемости среди детей младше 3-х лет, на фоне снижения заболеваемости среди старших детей.
Проблемное поле: наблюдается снижение уровня здоровья среди воспитанников, поступающих в детский сад; относительно высокая заболеваемость детей до 3-х лет вследствие предрасположенности к простудным заболеваниям; рост числа родителей воспитанников с низким уровнем культуры здоровья, проявляющих инертность в ведении здорового образа жизни. Перспективы развития: использование здоровьесберегающих технологий, проведение закаливающих процедур, снижение заболеваемости детей; принять меры по обеспечению нормального температурного режима в отдельных помещениях ДОУ (мультимедийная комната, коридор 1 этажа. Возможные риски: невозможность соблюдения температурного режима из-за отсутствия финансовых средств.
Анализ кадрового состава. Кадровый потенциал Основные данные по количеству работников
Вывод: кадрами детский сад укомплектован полностью, согласно штатному расписанию. В 2013/14 уч. году общая численность работающих составила 36 человек. В штате сотрудников: воспитатель, музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физвоспитанию, старший воспитатель, 1 медицинский работник –медсестра, младшие воспитатели, повара. Соотношение воспитанников приходящихся на 1 взрослого: Воспитанники/педагоги – 12/1; воспитанники/ все сотрудники – 4/1 В учреждении работают профессиональные, творческие, увлеченные своим делом специалисты. Все педагоги имеют соответствующий образовательный ценз и постоянно повышают свою квалификацию. Это позволяет говорить о высоком уровне потенциальной возможности педагогического коллектива работать в инновационном режиме. Выпускники дошкольного учреждения, стабильно на протяжении нескольких лет, показывают хорошую адаптацию к школе и успеваемость. Уровень образования педагогов
Аттестация педагогических кадров В 2013-2014 учебном году 2 педагога аттестовались на 1 квалификационную категорию; 3 педагога прошли обучение на курсах повышения квалификации. Педагоги детского сада активно участвуют в городских мероприятиях, проводимых Управлением образования – это семинары, конкурсы педагогического мастерства, методические объединения. Методическая работа детского сада ведется согласно годовому плану и Основной общеобразовательной программе детского сада. Ведется работа по самоанализу воспитательно-образовательного процесса. Коллектив ответственно и инициативно подходит к работе, престижным считается профессионализм и образование, повысилась активность участия в мероприятиях внутри сада. Проблемы: Основу педагогического персонала в детском саду составляют специалисты с большим стажем работы (свыше 20 лет), для которых характерны такие черты, как традиционность взглядов на процесс образования, избегание инноваций, профессиональное и эмоциональное выгорание. Не повышается престиж педагогических профессий. Инертность, недостаточно высокий уровень проектировочных умений ряда педагогов не позволяет им транслировать опыт своей работы. Перспективы развития: Часть педагогов (42%) имеют потенциал к работе в инновационном режиме, они участвуют в работе временных творческих групп, участвуют в конкурсах профессионального мастерства, обобщают свой опыт работы, внедряют в образовательный процесс новинки педагогической науки и практики. Именно эти педагоги, готовые к повышению своей компетентности, смогут составить инновационный стержень учреждения и, как следствие, обеспечить максимально возможное качество образовательной услуги. Возможные риски: к возможным рискам реализации программы развития можно отнести человеческий ресурс. Педагоги имеют свой опыт работы и неохотно воспринимают нововведения. Чтобы минимизировать фактор риска, необходимо использовать современные интерактивные методы обучения педагогов (мозговой штурм, проект, деловая игра, практикум, тренинг и др.). Анализ управляющей системы. Управление учреждением осуществляется в соответствии с Уставом МБДОУ д/с№ 10. Высшим органом самоуправления является Общее собрание. В период между собраниями в роли высшего органа самоуправления выступает Совет ДОУ. Коллегиальными органами управления являются: педагогический Совет, родительский комитет. Их деятельность регламентирована Уставом детского сада. В результате комплексного исследования системы управления ДОУ было выявлено, что в детском саду существует достаточно эффективная, профессиональная, компетентная система административного и оперативного управления коллективом. Управление ДОУ строится на принципах единоначалия и самоуправления, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса за жизнь и здоровье детей, открытости и демократизации, ценностно-личностного подхода к сотрудникам ДОУ и осуществляется в соответствии с законодательством РФ в области образования и Уставом ДОУ. Постоянно действующим руководящим органом для обсуждения основных направлений образовательного процесса является педагогический Совет, который проходит не реже 5 раз в год. В детском саду практикуется: материальная и моральная поддержка инициативы работников, регулярное проведение консультаций, детальное обсуждение порядка работы, разработка и внедрение правил и инструкций. Положительные результаты управленческой деятельности выражаются в укреплении материально – технической базы учреждения, подборе качественного состава педагогических кадров, введении инноваций в педагогический процесс, совершенствовании методической работы, контроля и диагностики. Проблемное поле: Неготовность коллектива к активному участию в управленческой деятельности, инертность перед новыми активными формами работы. Низкая активность родительского комитета. Несовершенство нормативно-правового сопровождения и ресурсного обеспечения (наличие пакета методико-дидактических и диагностических материалов, подготовленность педагогических кадров, наличие соответствующей предметно-развивающей среды). Таким образом, в детском саду создана традиционная система управления коллективом с преобладанием административных методов, которые способствуют стабильному функционированию учреждения, но не развивают творческую активность сотрудников ДОУ. Следовательно, для модернизации существующей системы управления при переходе учреждения из режима функционирования в режим развития существует необходимость обновления модели управления ДОУ. Перспективы развития: Дальнейшее перестроение системы управления – предполагает организацию и включение в структуру управления ДОУ мобильных объединений педагогов учреждения, родителей воспитанников. Расширение полномочий государственно-общественных форм управления, через стабильное функционирование в ДОУ Совета ДОУ д/с № 10. Возможные риски: Выбор неверных ориентиров управления инновационной деятельностью учреждения может привести к отсутствию желаемых результатов в процессе реализации программы развития. Анализ финансово-экономических ресурсов выявил следующее: Финансирование складывается из бюджетных и внебюджетных средств. Бюджетное нормативное финансирование осуществляется через централизованную бухгалтерию городского Управления образования. Главным источником финансирования является местный бюджет, большая часть средств которого идёт на выплату заработной платы, оплату коммунальных услуг, налоги. Внебюджетные средства – это родительская плата за присмотр и уход за детьми в детском саду. Проблемное поле: Снижение бюджетного финансирования. Расход бюджета – только на выплату коммунальных услуг, заработную плату и питание. Перспективы развития: Увеличение доли финансирования дошкольного учреждения за счет средств субвенции на реализацию ФГОС . Возможные риски: Нестабильность финансирования учреждения. Анализ внешней среды ДОУ
Актуальность создания данной Программы развития обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны. Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования образования, ДОУ представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом. Анализ всех этих данных определяет динамику социального заказа, предъявляемого родительской общественностью, и нацеливают на адресную работу с семьями, которая позволит удовлетворить индивидуальные запросы родителей, желающих поднять уровень развития детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить их к обучению в школе. Социокультурные особенности Наше учреждение расположено в центре посёлка, в доступной близости находятся организации и учреждения, в которых работают родители наших воспитанников, а также – основные социальные объекты. (см. диаграмму ) Вывод: Родителей, желающих отдать своего ребёнка в наше ДОУ, достаточно много. Мы уверены, что наш сплочённый, творческий коллектив всегда будет конкурентноспособным на рынке образовательных услуг. Изучение контингента детей начинается с ознакомления с условиями жизни и воспитания ребёнка в семье, которые оказывают значительные влияния на его воспитание и развитие. Социальными заказчиками являются, в первую очередь, родители воспитанников. Детский сад большое внимание уделяет изучению контингента родителей на основе социальных паспортов. Эту работу проводит старший воспитатель, который изучает характер воспитания детей в семье, уровень требований, предъявляемых к ребенку, степень конфликтности семьи и т.п. Социальный состав семей воспитанников выглядит следующим образом. Социальный паспорт семей МБДОУ № 10
Из анализа видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющих разный уровень образования. Изучение социального заказа родителей воспитанников ДОУ показало: 92% -желают, чтобы их ребёнок при выходе из дошкольного учреждения был психологически и физически готов к обучению в школе, 82%- считают главной задачей детского сада укрепление здоровья ребёнка и его развитие; 60%- хотели бы, чтобы в детском саду приобщали детей к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Данные сведения использовались при планировании работы с родителями, для определения перспектив развития детского сада. Анализ степени удовлетворенности качеством образовательного процесса взрослых субъектов образовательного процесса показывает, что: большинство родителей положительно оценивают качество предоставляемых образовательных услуг. 60% родителей готовы получать дополнительные услуги в детском саду. 40% сотрудников учреждения - готовы оказывать дополнительные образовательные услуги, принимать участие в работе новых форм дошкольного образования.Родительская общественность в основном понимает значение развития детей, что является определенной помощью детскому саду. Усилия заведующей направлены на стабилизацию и развитие всех направлений жизнедеятельности детского сада, четкое определение стратегии его развития, приоритетов и задач в условиях современного общества. Таким образом, проблему, стоящую перед МБДОУ д/с № 10 можно сформулировать как необходимость сохранения достигнутого уровня качества образования и воспитания, существующей динамики инновационного развития за счет актуализации внутреннего потенциала образовательного учреждения. Таким образом, анализ жизнедеятельности ДОУ показал, что наиболее актуальными проблемами в ДОУ являются: · Отсутствие инновационных процессов в деятельности детского сада негативно влияет на его конкурентоспособность. · Инертная система взаимодействия дошкольного учреждения с социумом. · Отсутствие четкой системы взаимодействия с родителями воспитанников, родительская общественность не достаточно включена в планирование и оценку качества работы ДОУ · Проектирование не является основой деятельности ДОУ, что ограничивает возможность формирования инновационного характера образовательной деятельности в ДОУ. · Не совершенна система повышения профессиональной компетенции педагогов. · Не в полной мере разработана система здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности ДОУ. Поэтому необходимы системные изменения в содержании образования, управлении, кадровом ресурсе, в формировании компетенций выпускника ДОУ и в обеспечении материально-технических условий в образовательном учреждении. II р а з д е л. Концептуально-прогностическая часть Концепция программы развития. 4. Концепция программы развития. Актуальность разработки программы развития ДОУ обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны: - введение новых федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Ключевой идеей является создание единого образовательного пространства как среды развития и саморазвития личности ребёнка. Реализация концепции рассматривается как поэтапный процесс решения приоритетных задач: 1. Обеспечить успешный переход всеми субъектами образовательного процесса на освоение ФГОС ДО. 2. Обеспечить постоянный рост профессиональной компетенции педагогов, готовность педагогов к работе в инновационном режиме. 3. Актуализировать позиции партнёрства между детским садом, родителями и социальным окружением. 4. Совершенствовать систему здоровьесберегающей деятельности учреждения с учётом индивидуальных особенностей воспитанников. 5. Привести в соответствие с требованиями пространственную предметно-развивающую среду. 6. Обеспечить инновационный характер образовательного процесса.
Модель развития ДОУ Самостоятельность, предлагаемая дошкольному учреждению, позволяет создать свою модель развития. Разрабатывая модель, руководствовались законом «Об образовании в России», ФГОС ДО, а также исходили из результатов проведённого анализа деятельности ДОУ. Главная цель: Создание единой образовательной среды, обеспечивающей качество дошкольного образования, успешную адаптацию к школе выпускников детского сада. Миссия ДОУ: мы видим своё образовательное учреждение как открытое информационное образовательное пространство, в котором созданы условиядля личностного роста всех субъектов образовательного процесса. ОБРАЗ (модель) ВЫПУСКНИКА. Создание образа выпускника обусловлено социальными запросами родителей и педагогов школы, своеобразием самого дошкольного периода. В ФГОС дошкольного образования дана возрастная характеристика (целевые ориентиры) ребенка на этапе завершения образования. Она является ориентиром для создания образа выпускника. Выпускник нашего ДОУ сможет овладеть следующими компетенциями, к которым относятся: Основы здорового образа жизни. Ребенок овладеет элементарными представлениями о ценности собственного здоровья и привычками к здоровому образу жизни. У него будут развиты жизненно необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и тем самым достигнут высокий уровень физической подготовленности, сформирована потребность в физическом совершенствовании. Основы патриотизма и гражданственности. Ребенок овладеет знаниями о малой и большой Родине, о русской национальной культуре, научится ответственно относиться к тому, что его окружает. Основы проектного мышления. Ребенок сможет самостоятельно ставить проблемы, добывать и использовать необходимую информацию для ее решения, применять полученные знания в практической деятельности Основы правового сознания. Ребенок овладеет элементарными знаниями о правилах и нормах в жизни общества, ознакомится с такими понятиями как права и обязанности, честь и достоинство Основы готовности к выбору. Ребенок сможет научиться осуществлять осознанный выбор, принимать решения и нести за свои решения ответственность в разных жизненных ситуациях. Предпосылки к постоянному обучению в течение всей жизни. У ребенка будет сформировано ценностно-прагматическое отношение к знаниям, познавательной деятельности и самосовершенствованию. Иными словами, мы должны выпустить ребенка, физически и психически здорового, приспособленного к условиям окружающей социальной среды, эмоционально раскрепощенного, легко идущего на контакт со взрослыми и сверстниками, имеющего стремление к поддержанию здорового образа жизни, с развитым в соответствии с возрастом интеллектом и творческим потенциалом. Модель педагога ДОУ. Важную роль в формировании компетенций ребенка играет педагог, обладающий особыми компетенциями. Универсальные требования к педагогу сформулированы в квалификационных характеристиках. Квалификационные характеристики педагога детского сада: специальное образование; коммуникабельность; индивидуальный подход организаторские способности творческие способности (креативность) педагогическая рефлексия Вместе с тем, задачи развития нашего детского сада и компетенции выпускника требуют от педагога следующих компетенций: Открытость. Педагог ДОУ делится опытом, информацией, идеями, открыто обсуждает проблемы и находит решения, его действия корректны и носят поддерживающий характер. Здоровый образ жизни. Педагог нашего ДОУ является носителем здорового образа жизни. Проектное мышление. Педагог владеет основами проектного мышления и использует проектирование как элемент своей профессиональной деятельности Инновационность и мобильность. Педагог обладает современным мышлением, стремится узнавать и осваивать новые, современные технологии и вносить их в жизнедеятельность ДОУ, осуществляет психолого-педагогическую рефлексию деятельности (осознание педагогами своих возможностей, способов работы с детьми, результатов деятельности) Гражданственность и толерантность. Педагог занимает активную гражданскую позицию. Он уважает и принимает многообразие проявлений человеческой индивидуальности, как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни Правосознание. Педагог обладает необходимыми правовыми знаниями, является носителем правового сознания. Таким образом, обе модели педагога и ребенка-выпускника отражают приоритеты в развитии ДОУ, основные характеристики желаемого будущего. Методологической основой разработки концепции являются: 1. Основные положения Концепции дошкольного воспитания (авторы В.В.Давыдова, В.А.Петровский,1989г) о самоценности периода дошкольного детства, о движущих силах развития личности ребёнка. 2. Идеи Л.С.Выготского о социальной ситуации развития: взрослый для ребёнка не просто условие личностного развития, а один из непосредственных участников этого процесса, его субъект. 3. Идеи личностно-ориентированного подхода: содействие становлению и развитию личности ребёнка; следованию принципу «Не рядом и не над, а вместе!»; не «запрограммированность», а динамичное проектирование личности, понимание, признание и принятие ребёнка. 4. Идея дифференцированного подхода: позволяет осуществлять индивидуальный подход к ребёнку по уровню развития, состоянию здоровья, возрастным особенностям, интересам, половому признаку.
Содержание и организация образовательного процесса.
Главное в содержании и организации образовательного процесса: на первый план выдвигается идея самоценности дошкольного детства, необходимости полноценного его проживания. Установка на «самоценность» подразумевает отсутствие какого то ни было насилия над ребёнком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям форм обучения. Однако это ни в коей мере не исключает всякое обучение. Но усвоение знаний не является самоцелью, а должно подчиняться логике развития способностей ребёнка. Поэтому основным способом дошкольного обучения должна быть постановка перед детьми системы последовательно усложняющихся задач, которые требуют использования и самостоятельного поиска средств и способов решения. Предполагается, что для реализации программы развития дошкольное учреждение будет работать по Образовательной программе дошкольного образования, разработанной на основе примерной образовательной программы дошкольного образования. Система управления ДОУ. Необходимость пересмотра структуры управления связана прежде всего с переходом ДОУ в новый режим развития. Структура управления переходит от традиционного, характеризующегося единоначалием и неразвитостью горизонтальных связей, к соуправлению (родители, воспитатели, дети формально участвуют в управлении, принятии непринципиальных решений) и самоуправлению, когда родители, воспитатели и дети являются полноправными участниками управления, принимают решения по принципиальным вопросам). Одной из новых организационных структур в управленческой схеме являются творческие группы, ответственные за внедрение проектов. Формами самоуправления являются: общее собрание, педагогический совет, Совет ДОУ, родительский комитет.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. 2014-2015г.г. – организационный этап Задачи: - Формирование нового педагогического мышления коллектива; - Создание и систематизация пакета документов, регулирующих работу ДОУ - Подбор материалов для реализации проектов; - Создание творческих групп по реализации Программы развития. 2015-2017г.г.- внедренческий этап
Задачи: 1. Создание социально – психологических условий проведения образовательной деятельности. 2. Обеспечение необходимых ресурсов для основного этапа реализации Программы. 3. Реализация проектов Программы развития ДОУ; 4. Осуществление промежуточного контроля, экспертиза реализации проектов. 2017-2018г.г.- заключительный этап
Задачи 1. Анализ работы ДОУ по реализации Программы развития. 2. Оформление и трансляция опыта работы. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МБДОУ Основные направления деятельности
1. Проект «Стандарты» Проблема:
Цель: Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Задачи: 1)создать комплекс организационно-методических и психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешный переход всеми субъектами образовательного процесса на освоение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. 17 ноября 2016 в 11:34
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.